Мария Стюарт в произведениях Г. Берлиоза и Р. Шумана

в разделе

Гектор БерлиозГектор Берлиоз

Образ Шотландской королевы вдохновлял композиторов-романтиков: в их глазах великая монархиня являлась красноречивым примером незаурядной личности, гибнущей в схватке с роковыми обстоятельствами. Гектор Берлиоз – выдающийся дирижер, яркий представитель романтизма – посвятил Королеве проект симфонии “Последние минуты Марии Стюарт”. Этот проект не был реализован, но часть музыкального материала, сочиненного для симфонии, автор перенес в партитуру произведения “Гарольд в Италии” (1834).

Роберт ШуманРоберт Шуман

С персоной Марии Стюарт был связан и оперный замысел Роберта Шумана, одного из наиболее ярких представителей музыкального романтизма в Германии. В 1852 году композитор осуществил этот замысел в жанре, промежуточном между вокальным циклом и монооперой. Литературной основой послужил ряд стихотворений, взятых из сборника староанглийской поэзии в немецких переводах Г.Ф.Финке. Шуман расположил эти стихотворения в той последовательности, которая соответствовала биографической канве жизни Марии Стюарт: «Abschied von Frankreich» («Прощание с Францией»), «Nach der Geburt ihres Sohnes» («После рождения сына»), «An die Königin Elisabeth» («К королеве Елизавете»), «Abschied von der Welt» («Прощание с миром»), «Gebet» («Молитва»). В этом музыкальном цикле автор не применял словесные предисловия, призванные выполнять роль сюжетных «связок» между композициями. Шуман добивался того эффекта, при котором развитие сюжета протекало в воображении слушателя, заведомо знакомого с биографией королевы Шотландской. Можно сказать, что между номерами этого вокального цикла проходят годы, и публика следит за изменением внутреннего мира героини – не только королевы, но и поэтессы, творческой личности.